logo

Алалия

Этиология алалии:

Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического пораженияречевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развитияребенка.

Научно обоснованных статистических сведений о распространенности алалии нет.Имеются данные о том, что среди детей дошкольного возраста алалия встречаетсяпримерно у 1%, а среди детей школьного возраста у 0,6-0,2%. В среднем можносчитать, что алалия встречается у 0,1% населения. Авторы подчеркивают, что умальчиков это нарушение встречается в 2 раза чаще, чем у девочек.

Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при которомнарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматическийстрой. Среди неречевых расстройств при алалии выделяют моторные, сенсорные,психопатологические симптомы

Причины возникновения синдрома алалии многообразны. Этиопатогенетическиефакторы могут действовать в разные периоды развития ребенка. В пренатальномпериоде причинами возникновения алалии могут выступать интоксикации,хронические заболевания матери, нарушения кровообращения плода, ушибы и паденияматери с последующей травматизацией плода, неблагоприятное течение беременностис угрозой выкидыша, врожденная отягощенность (болезни родителей, такие кактуберкулез, сифилис и т. п.). Действия неблагоприятных факторов в пренатальныйпериод не только обуславливает органическое поражение мозга и неблагоприятновлияет на развитие плода, но и отрицательно влияет на течение родов. Внатальном периоде причинами могут стать: патология родов (неудачное применениесредств родовспоможения, затяжные или стремительные роды, рождение ребенка сродовой опухолью, гематомой, в асфиксии и др.). Действие таких факторов можетобуславливать нарушения формирования межсистемных мозговых связей, необходимыхдля своевременного и полноценного развития речи. В постнатальном периодеразвития отрицательно могут сказаться ранние травмы головы, инфекционныйгепатит, менингит, менингоэнцефалит, длительно текущие соматическиезаболевания, цепочка детских инфекций, вызывающих истощение центральной нервнойсистемы и отрицательно влияющих на ее развитие. Кроме действия биологическихфакторов, в постнатальном периоде развития возможно также действиесоциально-психологических факторов, таких как: недостаточность речевых иинтеллектуальных контактов, конфликтные отношения в семье, неправильные методывоспитания, госпитализм, среда, состоящая из лиц с речевой патологией,многоязычие в семье и др. Тем не менее, ведущими причинами возникновения алалииследует считать биологические, социально-психологические лишь усугубляютречевую недостаточность.

Вопрос о механизмах алалии во многом не раскрыт. Сторонники сенсомоторногоподхода связывают механизм алалии с несовершенством моторной или сенсорнойсторон речи.

Несовершенство моторной стороны речи: у детей с алалией поражениецентрального (коркового) отдела речедвигательного анализатора ведет кнесовершенству его работы. Это и лежит в основе нарушения экспрессивной речи. Вчастности, большая роль отводится артикуляторной апраксии, из-за которойребенок затрудняется в производстве артикуляционных движений. Несовершенствосенсорной стороны речи связано с неполноценностью работы центрального отделаречеслухового анализатора, результатом чего является недостаточностьфонематического восприятия, следовательно, плохое понимание речи.

Сторонники психологического подхода связывают механизм алалии снедостаточной сформированностью психических функций ребенка: памяти, внимания,мыслительных процессов. Недостаточность высших психических функций и снижениепсихической активности может вести к грубым нарушениям формирования речи.

Сторонники языкового подхода говорят о том, что алалия прежде всего языковоерасстройство и ее механизм в расстройстве производства языковых операций впроцессе порождения или восприятия речевого высказывания. Нарушение затрагиваетименно языковой этап порождения или восприятия речи.

Симптоматика алалии:

В результате органического поражения головного мозга у детей с алалией могутнаблюдаться недостатки со стороны некоторых мозговых структур. Вследствиеэтого, симптоматика алалии достаточно многообразна и не ограничиваетсянарушением только речевой функции. Характер алалического синдрома в каждомконкретном случае будет иметь индивидуальные особенности, будет зависеть отлокализации и тяжести органического поражения, от общего соматическогосостояния ребенка, его возраста, интеллектуальных возможностей, окружающей егосреды. Синдром алалии составляют неврологические, психопатологические и речевыесимптомы.

Неврологическая симптоматика: может иметь выраженный, а чаще стертыйхарактер. У детей с алалией может наблюдаться неврологическаямикросимптоматика, свидетельствующая о неблагополучии со стороны центральнойнервной системы (нарушения тонуса некоторых групп мышц, спастичность,паретичность, односторонний птоз, горизонтальный нистагм и др.). Иногда у такихдетей выявляется синдром ММД.

Одними из наиболее часто встречающихся при алалии неврологическимисимптомами являются апраксия и агнозия.

Апраксия - расстройство произвольных движений (чаще всего выражены состороны тонкой и артикуляционной моторики). Ребенок затрудняется в выполнениикакого-либо действия, требующего дифференцированных движений пальцев, поподражанию не может выполнить каких-либо артикуляционных движений (характернодля моторной алалии).

Агнозия - расстройство узнавания (могут быть как зрительные, так ислуховые). Имеют место при сохранности у ребенка элементарной чувствительности(слух, зрение). При слуховой агнозии ребенок в тяжелых случаях не различает, несоотносит с предметом никакие звуки. В более легких случаях слуховая агнозияпроявляется в нарушении дифференциации акустически сходных звуков речи.

Зрительная агнозия в случае грубого поражения выражается в невозможностизрительного узнавания предметов, в более легких случаях проявляетсяизбирательно (нарушение дифференциации предметов по цвету, форме, величине,нарушение дифференциации геометрических фигур, не узнавание цифр и букв,различные комбинации вышеперечисленных нарушений). В ряде случаев у детей салалией наблюдается астериогноз (нарушение узнавания на ощупь).

Психопатологическая симптоматика: проявляется в отклонениях от нормы вразвитии сенсорных функций (зрительного восприятия, слухового восприятия,тактильно-двигательных ощущений). Также наблюдаются отклонения в формировании,развитии и протекании психических процессов (памяти (особенно страдаетслухоречевая память), внимания (слуховое внимание), мышления (интеллектуальноеразвитие детей-алаликов в известной мере лимитировано состоянием речи)).

При алалии дети не получают достаточного запаса сведений из процесса общенияс окружающими. Много исследователей уделяли большое внимание интеллектуальномуразвитию детей с алалией и отмечали, что у этих детей есть некоторыеинтеллектуальные особенности: примитивизм, конкретность мышления, пробелы взнаниях, трудности в овладении понятиями. Все эти проблемы усугубляются общимснижением работоспособности детей-алаликов, высокой утомляемостью, слабостьюпроизвольного внимания.

Некоторое интеллектуальное отставание детей с алалией резко отличается ототставания детей с олигофренией:

Особенности эмоционально-волевой сферы: у детей с алалией часто наблюдаетсяпсихический инфантилизм, одной из характерных черт которого являются особенностиэмоционально-волевой сферы. Эти особенности проявляются в лабильностинастроения (причем смена настроения часто неадекватна), характерна некотораядурашливость, отсутствие самокритики, излишняя доверчивость. Игроваядеятельность также отличается своеобразием: интерес к игре как правило летучий,чаще у детей с алалией в игре роль ведомых. Наблюдение за игровой сферой можетбыть крайне информативным в плане характеристики эмоционально-волевой сферы. Удетей с более выраженной органической недостаточностью могут наблюдатьсяпроявления немотивированной агрессии, раздражительности, характерно нежеланиевступать в контакт, замкнутость, волевые качества не развиты, при затрудненияхследует отказ от начатой деятельности.

Речевая симптоматика: выражена обширно, разнообразно, что обусловленосистемностью нарушения речи при алалии. Страдают все стороны речи. При любойформе алалии нарушается как импрессивная, так и экспрессивная речь. У детей салалией своеобразно протекает развитие речи, даже если речь начинаетразвиваться самостоятельно, она не складывается в систему, ребенок усваиваетлишь отдельные фрагменты этой системы, не постигая в своем практическом опытевсех языковых закономерностей. Выраженное недоразвитие речи ребенка проявляетсяво всех ее компонентах.

Фонетическая сторона: не формируется звуковой состав речи, характерно грубоеискажение звукослоговой структуры слов, не развиты фонематические функции(ребенок длительное время затрудняется с дифференциацией звуков).

Лексика очень бедная, пополняется медленно, характерны замены слов поразличным признакам, трудности актуализации словаря.

Грамматический строй речи: дети медленно, дефектно овладеваютсловоизменением и словообразованием, используют простую фразу, в речивыраженные стойкие аграмматизмы. Сложными синтаксическими конструкциями детисамостоятельно не овладевают.

Классификация алалии:

Топологическая (клиническая) классификация:

В основе этой классификации - критерий учета локализации поражения головногомозга при алалии.

Моторная алалия (обусловлена нарушениями центрального (коркового) отделаречедвигательного анализатора). Ребенок своевременно начинает понимать чужуюречь, но собственная речь не развивается. Р. А. Белова-Давид, исследуя детей смоторной алалией, в зависимости от того, какой отдел речедвигательногоанализатора пострадал, выделила моторную афферентную и моторную эфферентнуюалалию.

Афферентная моторная алалия обусловлена патологией постцентральной зоны корыголовного мозга (нижний теменной отдел левого полушария), который в нормеотвечает за кинестетический анализ и синтез раздражителей, ощущений,поступающих в мозг во время речи, за кинестетические речевые программы. Принарушении этих зон может отмечаться кинестетическая артикуляторная апраксия(или ее элементы). При этом ребенок затрудняется в нахождении отдельныхартикуляций, для его речи характерны замены артикуляционно спорных звуков.Ребенок также не может воспроизвести, повторить слово, фразу. Правильнаяартикуляция в речи закрепляется с трудом.

Эфферентная моторная алалия обусловлена патологией премоторной зоны корыголовного мозга (задняя треть нижней лобной извилины - центр Брока), который внорме отвечает за последовательность и организацию сложных комплексовдвигательных программ. При эфферентной моторной алалии может наблюдатьсякинетическая артикуляторная апраксия (или ее элементы). В этом случае у ребенкастрадает переключение от одной коартикуляции к другой, ребенку трудновключиться в движение, выполнить серию движений. В речи детей грубо искаженаслоговая структура слов (при этом нарушения звукопроизношения отходят на второйплан), могут наблюдаться персеверации (патологическое непроизвольное повторениеодних и тех же элементов речи).

Моторная (экспрессивная) алалия:

Моторная алалия - системное недоразвитие экспрессивной речи центральногоорганического характера, обусловленное несформированностью языковых операцийпроцесса порождения речевого высказывания при относительной сохранностисмысловых и сенсомоторных операций.

Локализация поражения головного мозга при моторной алалии изучена недостаточно.Длительное время локализацию поражения в этом случае отождествляли слокализацией поражения при моторной афазии. В соответствии с этим, быливыделены афферентная и эфферентная формы моторной алалии. Эта точка зрениянедостаточно подтверждена, но и небезосновательна, так как у многих детей смоторной алалией ЭЭГ и клинические исследования выявляют неврологическиесимптомы двигательных и речедвигательных нарушений. В современной клиническойлитературе доминируют две точки зрения на локализацию поражения при моторнойалалии:

По результатам исследований можно сделать следующие выводы:

Симптоматика моторной алалии:

Симптоматика разнообразна, складывается из речевых и неречевых симптомов.

Неврологические симптомы: возможны общие симптомы алалии. Очень часто удетей с моторной алалией отмечаются неврологические симптомы двигательныхрасстройств. У детей может наблюдаться не резко выраженная спастичность,паретичность мышц и мышечных групп, возможны синкинезии, гиперкинезы. Частонаблюдается ручная, оральная, артикуляторная апраксия. Со стороны моторнойсферы таких детей могут отмечаться нарушения осанки и походки, нарушенияобъема, переключаемости и координации движений. В зависимости от моторныхособенностей можно выделить две группы детей с моторной алалией:

У детей с моторной алалией чаще встречается леворукость. Левшество можетиметь наследственный характер, но может быть и вынужденным, вследствиеослабленности левого полушария.

Психологическая симптоматика: общие симптомы алалии.

Речевая симптоматика:

При моторной алалии нарушено формирование экспрессивной речи приотносительной сохранности импрессивной. При этом наблюдается большаядиссоциация между состоянием импрессивной и экспрессивной речи.

Особенности лексики: дети с трудом усваивают слова, недостаточно пользуютсясловом даже в возможных пределах, выражено нарушена актуализация слов в речи.Значения слов нечеткие, аморфные, характерны замены слов по звуковому исемантическому сходству, замены целого на части и т. п. У детей с моторнойалалией выражено страдает использование в речи глаголов, прилагательных,наречий, числительных, служебных слов, предлогов и союзов. В процессеупотребления слов отмечается сужение и расширение их значений.

Особенности грамматического строя речи: нарушения выражены резко,сохраняются в речи детей длительное время и характерны не только дляэкспрессивной, но и для импрессивной речи детей (затрудняются в дифференциацииграмматических форм).

Существительное: характерны застревания на исходной форме (именительныйпадеж), вслед за именительным падежом, как правило, усваивают творительный. Приусвоении дательного и родительного падежей особую трудность вызывают предложныеконструкции (опускают предлоги, искажают окончания). Дети с моторной алалией струдом усваивают склонение существительных.

Глаголы: характерны замены глагольных форм инфинитивом, которым детипользуются достаточно долго. Очень сложно усваивают возвратные глаголы. Струдом овладевают изменением глаголов по лицам, числам и родам в прошедшемвремени.

Прилагательные: появляются очень поздно. Часто вместо прилагательногоупотребляется неопределенная форма глагола. Отмечаются искажения родовыхокончаний прилагательных, ошибки изменения по числам и падежам.

Особенности построения фразы: если у ребенка с моторной алалиейсамостоятельно формируется фраза - это короткое простое предложение, в котороммогут быть нарушения порядка слов, могут отмечаться пропуски слов. Дети смоторной алалией преимущественно используют односоставные предложения,двусоставные, состоящие из указательного местоимения и существительного вименительном падеже (Это кот), предложения, состоящие из двух существительных(субъект - объект) или предложения в виде слова с жестом.

Особенности связной речи: формирование связной речи грубо нарушено. Ребенокне может передать последовательность явлений и событий, выделить временные,причинно-следственные и другие связи и отношения. У ребенка может преобладать:

Если ребенку уже удается передать последовательность и выделитьсущественное, его речь все равно остается неполноценной, нераспространенной,конкретной.

Развитие фонетической стороны речи в значительной степени зависит отсловаря. Звуки появляются в ряде случаев спонтанно, однако их использование всоставе слов сопряжено со значительными затруднениями. Отмечаются трудностивозможного комбинирования отдельных элементов речи в единое целое. При алалии струдом формируется динамический артикуляционный стереотип - затруднено слияниязвуков при их правильном или неправильном проговаривании, что приводит кперестановкам звуков и слогов, к упрощению и искажению структуры слов. Уребенка с алалией не формируются тонкие двигательные координации речевогоаппарата. Нарушение аналитико-синтетической деятельности речедвигательногоанализатора носит различный характер: оральная апраксия, нарушенияпоследовательности, переключаемости и т п. Наблюдаются поиски артикуляции,неумение выполнить определенное артикуляционное движение или комплекспоследовательных движений, трудности усвоения последовательности. Ведущим вэтих случаях является нарушение двигательного характера, оно и определяетречевое артикуляторное расстройство. При этом вследствие кинетической иликинестетической апраксии страдают фонетическая и фонематическая системы.

При алалии нарушена фонематическая реализация слов и высказываний, неформируются языковые оформления речи - звукослоговой и морфемный строй.Нарушение ритмической организации слов проявляется в замедленности речевогопотока, в послоговом произнесении слов с паузированием между словами и слогами,с равно- и разноударностью. Речь носит скандированный или фрагментарныйхарактер. Несформированность ритмической структуры слова и фразы сопровождаютсянарушениями мелодики, темпа и ритма речи.

Таким образом, у детей с алалией недоразвитие речи сочетается с нарушениямиактивности разных компонентов деятельности. Наблюдается многообразие вариантовнедоразвития речи: от полного до частичного ее отсутствия. На этапах болеевысокого развития затруднения выявляются в развернутой речи, при усложненииситуации общения, при выполнении специально подобранных заданий. Недостаточнаяпрочность навыка связной речи маскируется у ребенка предельным лаконизмом,скудностью речевых проявлений или наоборот многоречием, тавтологией.

Моторная алалия неоднородна по своим проявлениям: иногда отмечаетсяпреимущественная несформированность операций отбора языковых средств, т. е.фонематических, лексических и грамматических элементов, в других случаяхпреобладающее нарушение - несформированность операций комбинирования.Выявляется неравномерность нарушений языковой системы: алалии спреимущественной несформированностью фонематического или грамматического уровняязыковой системы и алалии с относительно равномерной несформированностью всехязыковых систем. Наблюдаются и различия в возможностях речевой реализации техязыковых средств, которыми владеют дети.

Сенсорная алалия:

Основным симптомом сенсорной алалии является нарушение понимания речивследствие нарушения работы речеслухового анализатора, что возникает припреимущественном поражении височной доли доминантного полушария. Это приводит кнедостаточному анализу и синтезу звуковых раздражителей, поступающих в коруголовного мозга, как следствие этого не формируется связь между звуковымобразом и обозначаемым им предметом. Ребенок слышит, но не понимает обращеннуюречь.

При сенсорной алалии имеется тяжелое нарушение аналитико-синтетическойдеятельности коркового конца речеслухового анализатора (в клеткахверхневисочной извилины - петля Гешля), в которой происходит первичный анализречевых звуков. У детей не формируется фонематическое восприятие, недифференцируются фонемы и не воспринимается слово целиком, отмечаютсянесформированность акустико-гностических процессов, понижение способности квосприятию речевых звуков.

Сенсорная алалия менее изучена, чем моторная. В некоторой степени этосвязано с тем, что количество детей с таким нарушением относительно невелико, аего распознавание и дифференциальная диагностика с другими нарушениямизатруднены.

Нарушение понимания при сенсорной алалии существенно отличается отнарушения, вызванного снижением слуха. Наблюдения показывают, что обычно услабослышащих бывает достаточно стабильный, устойчивый порог восприятия, нижекоторого дифференциация звуковых сигналов становится невозможной. Сенсорное женарушение отличается отсутствием четкого порога восприятия. У ребенкаотмечается мерцающее непостоянство слуховой функции: сигналы одинаковойгромкости то воспринимаются, то не воспринимаются. Это зависит от повышеннойвозбудимости или заторможенности ребенка, от его соматического и нервного состояния,от психической активности, особенностей окружающей среды, обстановки, способовподачи сигналов и ряда других факторов. Увеличение громкости обращенной речиулучшает понимание слабослышащих детей и приводит к обратному эффекту у детей ссенсорной алалией. Сверхсильные раздражители вызывают запредельноеохранительное торможение в коре головного мозга и недоразвитые клетки впадают всостояние функциональной блокады, выключаются из деятельности. Более тихую,спокойную речь ребенок с сенсорной недостаточностью обычно воспринимает лучше.

Хотя однозначного мнения о состоянии слуха у детей с сенсорной алалией нет,в отдельных исследованиях установлено, что может отмечаться незначительноеснижение слуха на всем диапазоне частот, повышенная истощаемость слуховоговнимания и восприятия.

В отличие от слабослышащих детей, дети с сенсорной алалией часто имеютгиперакузию - повышенную чувствительность к звукам, безразличным дляокружающих: шум, шуршание, скрип и т. д. Дети воспринимают такие звукиболезненно и дают на них своеобразную реакцию.

Дети с сенсорной алалией спонтанно могут повторить отдельные слоги,звукосочетания, слова и короткие фразы, воспринимаемые ими из окружающего, ноповторения являются нестойкими. Подражание звукам при сенсорной алалиинепостоянно и во многом зависит от ситуации. Пассивный словарь ребенка частонеустойчив и заметно отстает от активного. Часто ребенок называет предмет влюбой ситуации, а узнает его название только избирательно в определенныхусловиях. Дети с сенсорной алалией продуцируют звуки с нормальной модуляцией иинтонациями.

Степени недоразвития речеслухового анализатора, как и речедвигательного,бывают различными, отсюда и многообразие проявлений недостатков понимания. Вболее грубых случаях ребенок совсем не понимает речь окружающих, безразличен клюбым речевым и неречевым звуковым раздражителям. В других случаях ребенокпонимает отдельные обиходные слова, но теряет их понимание на фоне развернутоговысказывания. Иногда понимание изолированных слов затрудняет ребенка больше,чем понимание смысла фразы. Постепенно ребенок начинает прислушиваться кзвукам, в том числе и речевым, но внимание его долгое время остаетсянеустойчивым и истощаемым. Фонематическое восприятие развивается замедленно инадолго остается несформированным. Большую роль для детей с сенсорной алалиейиграет ситуация. Дети часто понимают содержание высказываний только вопределенном контексте. При изменении формы слов, их порядка, изменения темпавысказывания понимание исчезает.

Отмечаются трудности включения, переключения и распределения внимания,замедленность слухового восприятия.

Встречаются дети, которые понимают только то, то могут проговорить сами, ипонимают только после такого проговаривания. Проговаривание в момент восприятияприводит к улучшению понимания, видимо, потому, что оно подкрепляетсякинестезиями от собственного произнесения. Часто дети смотрят в лицо говорящего(зрительное подкрепление - чтение с лица).

На всех этапах развития ребенка с сенсорной алалией у него отмечаютсяколебания слухового внимания и восприятия: трудности включения иконцентрирования внимания, его устойчивости и распределения, повышеннаяотвлекаемость, истощаемость, прерывистость внимания.

У детей с сенсорной алалией при отсутствии понимания становится невозможнойили грубо искажается собственная речь. В тяжелых случаях у безречевого ребенка,не понимающего речь, могут отмечаться двигательное беспокойство, выраженныетрудности поведения. Дети пользуются для общения жестами, мимикой, правильнореагируют на изменение интонации, не понимая слов-обращений. Игру сопровождаютмодулированным лепетом. Постепенно ребенок начинает прислушиваться к окружающимзвукам, осмыслять некоторые из них, соотносить с определенными явлениями. Какреакция на речевое окружение у ребенка с сенсорной недостаточностью появляютсяобрывки слов, эмоциональные восклицания, прямо не связанные с ситуацией, носвидетельствующие о речевой активности. Затем в ходе развития постепеннопоявляется ситуационное, более устойчивое понимание и употребление отдельныхслов и простых словосочетаний. Значение слов, проговариваемых ребенкомнеустойчиво.

При искажениях звуковой и слоговой структуры слов отмечаются многочисленныепоиски, ребенок не уверен в своей речевой продукции и ищет адекватныекинестезии. Диффузное недифференцирование восприятия звуков приводит кнедифференцированному проговариванию. Постепенно у ребенка вырабатываетсяосознание ошибок. Иногда наблюдается бессвязное воспроизведение всех известныхребенку слов, отмечаются персеверации услышанного или произнесенного слова илисловосочетания, эхолалии. Эхолалически произнесенное не осмысляется и незакрепляется. В словах отмечаются многочисленные ошибки ударения,соскальзывания со звуков, многообразные звуковые замены, искажения структурыслов. В большинстве случаев искажения и замены не носят фиксированный характер.

При наличии собственной речи дети с сенсорной алалией говорят легко, плавно,без напряжения, не задумываясь о подборе слов, точном выражении мысли,построении предложений, не замечают допущенных ошибок. Речевая продукция детейостается вне их контроля, встречается неадекватность высказываемого. Отмечаетсяфрагментарность речи, но это связано с малым объемом восприятия, с трудностямипоиска правильного варианта высказывания.

Высказывания ребенка не точны по содержанию и ошибочны по форме,проговаривание характеризуется как бы приблизительностью, выявляется обилиепарафазий (замен), пропусков звуков, частей слов, персевераций, контаминаций(часть одного слова соединяется с частью другого слова). В целом речь ребенка ссенсорной алалией может быть охарактеризована как повышенная речевая активностьна фоне пониженного внимания к речи окружающих и отсутствие контроля за своейречью. Грубо искаженная речь не может использоваться ребенком как средствообщения.

Вне зависимости от степени нарушения понимания и собственной речи у ребенкас сенсорной алалией отмечаются нарушения личности: разнообразные трудности вповедении, особенности эмоционально-волевой сферы, вторичная задержкаумственного развития. Речь не является регулятором и саморегулятором поведенияи деятельности такого ребенка.

Сенсорная алалия в чистом виде встречается сравнительно редко.

Недостаточность речи при моторной алалии приводит к некоторому снижениюпонимания вторичного характера, и поэтому в большинстве случаев встречается нечистая форма алалии, а смешанная - моторная алалия с сенсорным компонентом илисенсомоторная алалия. Снижение понимания может быть вторичным проявлением вструктуре различных речевых нарушений, общим для которых является неполноценностьэкспрессивной речи. Первичная же сенсорная недостаточность отмечается присенсорной алалии и сенсорной афазии, хотя практически разграничиватьдеятельность речедвигательного и речеслухового анализаторов нельзя, поэтому иотмечаются случаи комбинированных, а не чистых форм нарушений.

нических дислалий необходимаконсультация (а в ряде случаев и лечение) хирурга и ортодонта.


© CSA