logo

Дислалия

Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраннойиннервации речевого аппарата. Наиболее распространенное нарушение средирасстройств произносительной речи, которое проявляется в избирательномнарушении в ее звуковом оформлении (искаженное произнесение звуков,замена одних звуков другими, смешение звуков, реже - пропуски) присохранных остальных операций высказывания.

Статистические данные отечественных и зарубежных исследованийуказывают, что недостатки произношения имеются у 25-30% детейдошкольного возраста (5-6 лет), у 17-20% детей школьного возраста (1-2класс). У детей более старшего возраста недостатки произношениязанимают не более 1%.

Фомы дислалии (выделяются в зависимости от локализации нарушения и причин, обуславливающих ее возникновение):

  1. Функциональная дислалия.

    О ней мы можемговорить в тех случаях, когда не наблюдается нарушений строенияпериферического речевого аппарата (челюстей, языка, неба, зубов). Этаформа дислалии возникает в детском возрасте в процессе усвоения системыпроизношения. При этом нарушается воспроизведение одного или несколькихзвуков.

    Среди причин возникновения функциональной дислалии выделяютбиологические и социальные: общая физическая ослабленность ребенкавследствие различных соматических заболеваний (особенно в периодактивного формирования речи), задержка психического развития(минимальные мозговые дисфункции), запоздалое развитие речи,избирательное нарушение фонематического восприятия, неблагополучноесоциальное окружение (ограниченность социальных контактов, подражаниенеправильным образцам речи, недостатки воспитания).

    При функциональной дислалии несформированными оказываютсяспецифические речевые умения произвольно принимать позицииартикуляторных органов, необходимые для произношения звука, что можетбыть связано с тем, что у ребенка не образовались акустические илиартикуляторные образцы отдельных звуков (в этих случаях оказывается неусвоенным какой-то один из признаков данного звука). Фонемы неразличаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков. Взависимости от того, какие признаки (акустические или артикуляторные)оказались несформированными, замены будут различные. В других случаях уребенка оказываются сформированными все артикуляторные позиции, новозникают трудности с различением позиций, выбором звуков. Вследствиеэтого, одно и то же слово принимает разный звуковой облик. Это явлениеносит название смешения (или взаимозамены) звуков.

    В силу неправильно сформированных отдельных артикуляторныхпозиций, часто можно наблюдать ненормированное воспроизведение звуков.Звук произносится как несвойственный системе языка по своемуакустическому эффекту. Это явление называется искажением звуков.

    Перечисленные виды нарушений (замены, смешения, искажения звуков) всовременных логопедических исследованиях подразделяются на дверазноуровневые категории. Замены и смешения звуков квалифицируются какфонематические (фонологические) дефекты, искажения - как фонетические(антропофонические).

    На современном этапе развития логопедии квалификация дефектаопирается на совокупность критериев разных дисциплин, изучающих речь,вместе с тем существенным является выделение таких признаков нарушения,которые важны для самого логопедического воздействия (т. е. учет того,каким является нарушение, фонетическим или фонематическим).

    В соответствии с предложенными критериями принято выделять 3 основные формы дислалии:

    Основную группу звуков, в которой наблюдается искаженноепроизношение составляют переднеязычные не взрывные согласные. Реженаблюдается дефектное произнесение заднеязычных взрывных согласных исреднеязычного. Переднеязычные невзрывные согласные представляют собойсложные по артикуляции звуки, овладение их правильным укладом требуетточных дифференцированных движений. Эти звуки появляются позже других,так как ребенок должен овладеть новыми комплексами движений,предназначенных для их произнесения. В ряде случаев промежуточный звук- заменитель закрепляется. В дальнейшем такой звук плохо поддаетсясамокоррекции, дефект имеет тенденцию к закреплению.Для обозначения искаженного произношения звуков используются следующиетермины:

    В тех случаях, когда отмечается замена звуков, то кназванию дефекта прибавляется приставка пара- (параротацизм,парасигматизм и т. д.).Для характеристики ряда согласных эта система недостаточна: нетназвания для дефектов фрикативных шипящих Ж и Ш, для дефектов аффрикат,в связи с этим, такие дефекты были также объединены в группусигматизмов.Для искаженного нарушения произношения характерно то, что в большинствесвоем однородный дефект наблюдается в группах звуков, близких поартикуляционным признакам (пара глухих - звонких или твердых - мягкихискажение оказывается одинаковым). Исключение составляют звуки Р - Р' ,Л - Л' - твердые и мягкие нарушаются по-разному.В зависимости от того, какое количество звуков произносится дефектно,дислалии подразделяют на простые и сложные. К простым (мономорфным)относят нарушения, при которых дефектно произносится один звук илигруппа однородных по артикуляции звуков, к сложным (полиморфным)относят нарушения, при которых дефектно произносятся звуки разныхгрупп. Наряду с так называемыми "чистыми" формами встречаютсякомбинированные формы дислалий. Такие комбинации нарушений представляютсобой особую группу, не сводимую к дислалиям как избирательномурасстройству звукового оформления речи; они сочетаются с недоразвитиемдругих сторон речи и наблюдаются на фоне органического пораженияцентральной нервной системы и психического развития.

  2. Механическая (органическая) дислалия: нарушение звукопроизношения,обусловленное анатомическими дефектами периферического аппарата речи(органов артикуляции). Наиболее часто встречаются дефекты произношения,обусловленные:

    Такие аномалии могут возникать из-за дефектов развития илибыть приобретенными вследствие травмы, зубных заболеваний иливозрастных изменений. В ряде случаев они обусловлены аномальнымстроением твердого неба (высокий свод).Среди нарушений произношения в таких случаях наиболее часто встречаютсядефекты свистящих и шипящих звуков (избыточный шум), губно-зубных,переднеязычных, взрывных, реже Р и Р'. Довольно часто нарушаетсяпроизношение гласных звуков, которые становятся малоразборчивыми из-заизбыточной зашумленности согласных и недостаточной акустическойпротивопоставленности гласных. Следует отметить, что зубные аномалии невсегда приводят к дефектам произношения. Вторую значительную пораспространенности группу составляют звукопроизносительные нарушения,обусловленные патологическими изменениями языка: слишком большой язык(макроглоссия), слишком маленький (микроглоссия), укороченнаяподъязычная связка. В таких случаях страдает произношение шипящих ивибрантов, наблюдается боковой сигматизм. В ряде случаев страдаетвнятность произношения в целом. Произношение страдает так же не во всехслучаях язычных аномалий.Значительно реже встречаются нарушения звукопроизношения, обусловленныегубными аномалиями, так как врожденные дефекты (деформации)преодолеваются хирургическим путем в раннем возрасте. Таким образом, восновном можно встретить последствия деформаций травматическогопроисхождения, при которых нарушается произношение губных звуковвследствие неполного смыкания губ, а также губно-зубных звуков. Иногданаблюдаются дефекты произношения лабиализованных гласных (О, У).Механическая дислалия может комбинироваться с функциональнойфонематической. Во всех случаях механических дислалий необходимаконсультация (а в ряде случаев и лечение) хирурга и ортодонта.


© CSA