logo

Дислексия

Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения,проявляющееся в стойких специфических ошибках, обусловленноенесформированностью или расстройством психологических функций,обеспечивающих процесс чтения.

По степени выраженности выделяют:

Этиология дислексии:

Дислексия - большей частью врожденное расстройство, процессчтения изначально формируется искаженно. В случае приобретеннойдислексии, чтение было сформировано, а затем навык пострадал или исчез.

В основе дислексии могут лежать различные этиологические факторы:

Состояние психологической дезадаптации обычновозникает при сочетании этиологических факторов с неблагоприятнымимикро- и макросоциальными условиями.

В этиологии расстройств письменной речи выделяют три группы явлений:

Симптоматика дислексии:

В педагогической практике, говоря о дислексии, как правило,ограничиваются лишь симптомами непосредственно нарушения чтения (ошибкив чтении). При более широком рассмотрении этой проблемы можно говоритьо клинических проявлениях расстройств, часто сопровождающих дислексию(например, психический инфантилизм, церебрастения и пр.). Р. И. Лалаевасчитает, что в таком клиническом рассмотрении нет необходимости, таккак неречевые расстройства - факторы патогенетического механизманарушения чтения (возникновения и развития). Дислексия проявляется взамедленном темпе чтения, в большом количестве разнообразных ошибок.Лалаева выделяет следующие группы ошибок чтения при дислалии:

По проявлениям принято выделять литеральную (чтение букв) и вербальную (чтение слов) дислалию.

Клинико-психологический подход к рассмотрению механизмов дислексии:

Так же, как и механизмы дисграфии, механизмы дислексиирассматриваются в различных аспектах. Все аспекты рассмотренияправомерны, взаимодополняют друг друга и дополняют картину дислалии вцелом.

Дислексия рассматривается в синдроме неврологическихэнцефалопатических нарушений. Иначе говоря, дислексия наблюдается удетей с системными нарушениями различных уровней центральной нервнойсистемы (локальные, диффузные, органические и функциональныерасстройства центральной нервной системы, пирамидная недостаточность,корковые нарушения, дисфункции подкорковых систем). С точки зрениякоррекционно-педагогического подхода, у детей с дислексией отмечаетсяпарциальная недостаточность высших психических функций, нарушениятонуса, устойчивости, подвижности психических процессов, нарушения ихрегуляции. У детей с дислексией отмечаются патологические особенностиэмоционально-волевой сферы. По А. Н. Корневу дислексия - этопарциальная ЗПР с дизонтогенетическо-энцефалопатической природой.Обусловлена генетическими и экзогенными факторами (патологиибеременности, родов, травмы головы и т. п.). Дислексия, как вариантЗПР, характеризуется выраженной неравномерностью психического развитияребенка. Наблюдается слабость вербально-логического мышления присохранном наглядно-образном, хорошая адаптация в житейских условиях ишкольная дезадаптация. Для интеллекта таких детей характерно:недостаточный объем кратковременной и слухоречевой памяти, дефицитизобразительных и графических способностей, неполная вербализацияпространственных отношений и т. п.

Корнев выделяет два варианта дислексии:

В своих исследованиях А. Н. Корнев установил несколько вариантов сочетания дефицитарных функций у детей с дислексией:

  1.  

     

  2.  

  3.  

Вывод: Необходимо привести методы обучения чтению в соответствие со структурой дефекта у ребенка с дислексией.

Психолого-физиологический (анализаторный) подход:

Понимание механизмов дислексии говорит о том, что природадислексии в неполноценности работы анализаторов, т. е. механизмыдислексии рассматриваются на сенсомоторном уровне. С позициипсихических функций строится подход О. А. Токаревой, в которомвыделено:

Психологический подход к пониманию дислексии:

Дислексия связывается с несформированностью психических функций, обеспечивающих процесс чтения.

  1. Нарушения зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений
  2. Недостаточное развитие или нарушения устной речи

Большинство исследователей связывают дислексию именно с нарушениями устной речи.

Сочетание психологического и психолингвистического подходоввстречается в работах зарубежных авторов, так, например, Ф. Валмотиноосновными факторами затруднения чтения считает недоразвитиезвуко-буквенных ассоциаций и нарушения фонетического декодирования. М.Коул говорит о трудностях установления кодовых соответствий (звук -буква) и автоматизации этого процесса, а также подчеркиваетнесформированность мотива чтения, снижение познавательной активности.

Процесс чтения:

Чтение - воссоздание звуковой формы слова на основе егографического изображения. По психолого-физиологической структуре,чтение противоположно письму. Если в письме мы исходим из замысла,выражая смысл в виде буквенных знаков, то в чтении от восприятия буквпереходим к смыслу. Овладение и письмом, и чтением происходит поаналитико-синтетическому принципу. В письме преобладает процессанализа, в чтении - синтеза.

В процессе чтения участвуют речедвигательный, речеслуховой иречезрительный анализаторы. Исходя из этого, можно сделать вывод, чтопроцесс чтения несколько легче процесса письма, в котором участвует ещеи двигательный анализатор. Необходимое условие для осуществленияпроцесса чтения - движение глаз. Стратегия чтения заключается взабегании вперед (антипация) и возвращении назад (регрессия), которыеобеспечиваются сложными движениями глаз.

При ограничении свободы движения глаз по тексту процесс чтениянарушается. Восприятие слов (сам процесс чтения) происходит в моментфиксации, т. е. остановки глаз на строке. В процессе чтения времяфиксаций в 12-20 раз длительнее времени движения глаз по строке.Количество остановок зависит от структуры слова, его знакомости и т. п.Единицей чтения является слово. Буквы выполняют роль ориентиров в нем.В процессе чтения глаз воспринимает не все буквы, а лишь доминирующие,несущие наибольшее количество информации о слове.

Сенсомоторный уровень чтения включает в себя следующие звенья:

Сенсомоторный уровень обеспечивает "технику чтения": скорость восприятия и его точность.

Семантический уровень: на основе данных сенсомоторного уровня обеспечивает понимание задач и смысла информации.

Основная задача чтения - понимание письменного сообщения.

Предпосылки формирования чтения:

По Р. И. Лалаевой, навык чтения зависит от сформированности у ребенка:

Процесс чтения включает в себя следующие операции:

По мере автоматизации навыка чтения, понимание начинаетопережать восприятие, что проявляется в виде смысловых догадок(угадывание смысла в пределах слова, фразы, абзаца).

По Егорову 4 ступени навыка чтения:

  1. Овладение звуко-буквенными обозначениями. Характеризуетсяформирования зрительного узнавания букв слова и прочтением слога послеслияния букв.
  2. Слоговое чтение. Слог читается легко, но есть трудности слияния слогов в слова.
  3. Становление целостных приемов восприятия. Слова знакомые,простые по структуре, читаются целостно, трудные - по слогам. Ребеноксинтезирует слова в предложения и в пределах предложения появляетсясмысловая догадка.
  4. Синтетическое чтение. Целостное чтение словами и группами слов. Главная задача - осмысление прочитанного.

Сложность процесса чтения заключается в следующем:

Одна из наиболее популярных в мире классификаций дислексиипринадлежит Саре Борель-Мезони. Она построена по принципу учетапатогенеза детей с дислексией.

  1. Дислексия, связанная с нарушениями устной речи. Механизмречевого недоразвития сводится к сенсорным (слуховым) нарушениям(нарушениям слуховой памяти, слухового восприятия). Дети с трудомустанавливают связь между слуховым образом (звуком) и буквой.
  2. Дислексия, связанная с неполноценностью пространственныхпредставлений. При такой форме нарушено восприятие формы, величины,расположения в пространстве, схема тела. Отмечается неполноценностькинестетической памяти, иногда - моторная дискоординированность,диспраксические нарушения.
  3. Смешанная дислексия (самая многочисленная группа). При этойформе у детей отмечаются нарушения зрительного и слухового восприятия,моторные отставания, недоразвитие устной речи, недостаточностьпространственных представлений.
  4. Ошибочная (ложная) дислексия. При такой форме дети не имеюткаких-либо нарушений устной речи, пространственных представлений и т.д. При этом они не овладевают чтением вследствие педагогическойзапущенности, влияния неблагоприятной окружающей среды или неправильныхметодик обучения чтению.

Классификация Р. И. Лалаевой построена на основании учета нарушенных операций процесса чтения:

  1. Оптическая дислексия. У детей с такой формой дислексии отмечаются различные нарушения

    В целом, состояние высших зрительных функций у детей с оптической дислексией характерно:

    Все это ведет к трудностям усвоения букв, смешению графически сходных букв по различным оптическим признакам.

     

  2. Фонематическая дислексия. Связана с недоразвитием функций фонематической системы.Функции фонематической системы по В. К. Орфинской:

    У детей с фонематической дислексией нарушеннымиоказываются функции слухопроизносительной дифференциации фонем ифонематического анализа.

    Р. И. Лалаева выделяет две группы фонематической дислексии:

    В. К. Орфинская выделила следующие виды анализа:

    У детей недоразвитие фонематического анализа может быть обусловлено:

    При фонематической дислексии наблюдается побуквенноечтение, искажение звукослоговой структуры слов, частые ошибки: пропускисогласных при стечении, перестановки звуков, пропуски и перестановкислогов.

     

  3. Аграмматическая дислексия. Обусловлена недоразвитиемграмматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений.Чаще всего встречается у детей с ОНР различного патогенеза. В процессечтения у детей с аграмматической дислексией наблюдаются следующиеошибки: изменение падежных окончаний существительных, числасуществительных, неправильное согласование в роде, числе, падежеприлагательных и существительных, изменение числа, родовых окончанийместоимений, изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени,изменение формы, времени и вида глаголов.
  4. Семантическая дислексия. Проявляется в нарушениях понимания прочитанного при технически правильном чтении. Варианты:

    При семантической дислексии нарушается понимание фактического содержания текста и понимания его смысла.

     

  5. Мнестическая дислексия. Обусловлена нарушениями речевойпамяти, вследствие чего у ребенка затруднено образование связи междузвуком и зрительным образом буквы. Ребенок не запоминает буквы,смешивает их, заменяет при чтении (не запоминает названия букв).Диагностический параметр: при обследовании выявляются нарушенияслухоречевой памяти.
  6.  

  7. Тактильная дислексия у слепых. Изучение тактильной дислексииважно тем, что дает подтверждение того, что дислексия является преждевсего языковым расстройством. При чтении слепые используют инуюсенсомоторную систему (тактильные ощущения при чтении по Брайлю), а незрительное восприятие. Исследования показывают, что дислексия слепогоребенка по своим механизмам не отличается от дислексии как языковогорасстройства у зрячих. Основное нарушение при тактильной дислексии -нарушение символьного узнавания букв Брайлевского письма. Слепые детипри чтении смешивают буквы, теряют слова, часто наблюдается угадывающийхарактер чтения (без прочтения последних букв). Характер нарушенийдвижений пальцев у слепых детей с дислексией соответствует характерунарушений движений глаз у зрячих детей (частые регрессии, хаотичныедвижения).

© CSA